Центр профессионального образования ДИТАД

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА

ЭФФЕКТИВНО. ДОСТУПНО. ПРОФЕССИОНАЛЬНО

Напишите нам:

info@ditad.ru

Деловая переписка: с чего начать (обращение) и чем закончить (заключение)

Доронина Л.А.

Деловые письма, как простые, так и сложные, могут начинаться с личного обращения к адресату письма, а заканчиваться – заключительной формулой вежливости.

Обращение – этикетная языковая формула с выражением уважения должностному лицу – адресату служебного письма.

Задача обращения – установить контакт с адресатом, привлечь его внимание, заинтересовать в теме письма. При обращении к адресату учитываются его служебное положение, сфера деятельности и некоторые другие аспекты.

Наиболее официальный характер носит формула обращения по должности, она используется при обращении к руководителям, занимающим высокое должностное положение (президент, член парламента, губернатор, посол, мэр и др.):

Уважаемый господин президент!

Уважаемый господин председатель!

Уважаемый господин мэр!

Уважаемый господин министр!

Официальный характер носит и формула обращения по фамилии. Обращение по фамилии (без имени, отчества или инициалов) широко используется в служебной переписке, оно является строго официальным и свидетельствует о наличии некоторой дистанции между адресатом и адресантом письма:

Уважаемый господин Королев!

Уважаемая госпожа Смолякова!

Менее официальный характер носит обращение по имени и отчеству:

Уважаемый Юрий Михайлович!

Уважаемая Ирина Николаевна!

Эта формула обращения свидетельствует о тесных контактах между автором и адресатом письма, поэтому ее следует использовать в переписке между организациями, входящими в одну систему органов власти и управления, а также в письмах-приглашениях, письмах-поздравлениях.

При обращении к группе работников или всему коллективу организации используется обращение:

Уважаемые господа!

Господа!

Это же обращение используется в устном общении в официальной обстановке, если аудитория смешанная, т.е. в ней присутствуют и мужчины, и женщины.

При обращении к лицам одного профессионального круга используется обращение: Уважаемые коллеги!

Обращение не является обязательным элементом письма, его целесообразно использовать в случае, если письмо адресуется конкретному должностному лицу, компетентному в разрешении изложенного в письме вопроса.

Не следует в служебной переписке использовать обращение «Дорогой …!» или «Дорогие …!». В русском языке слово «дорогой» означает: такой, к которому испытывают привязанность, нежность, любовь, близкий сердцу, милый. В официальных отношениях, какими бы тесными они ни были, должна соблюдаться определенная дистанция, поэтому слово «дорогой» здесь неуместно.

К заключительным этикетным фразам относятся устойчивые языковые обороты, выражающие надежду на дальнейшее сотрудничество, сожаление по поводу ограниченных возможностей адресата и т. д., например:

Сожалеем, что не можем воспользоваться вашим предложением.

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Если служебное письмо начинается с обращения «Уважаемый …!», оно должно заканчиваться заключительной этикетной формулой «С уважением,», которая печатается на 2-3 интервала ниже текста, без абзаца:

С уважением,

Генеральный директор Личная подпись О.Н. Крылов

Обращение и заключительные фразы составляют так называемую этикетную рамку. Если обращение в письме отсутствует, то опускается и заключительная фраза «С уважением, ».

Формулируя заключительные этикетные фразы, следует помнить, что этикет подчинен определенной системе ценностей и социальных приоритетов. В сложившейся у нас системе официальных отношений негативно воспринимается демонстрация преувеличенного внимания, подобострастие, уничижение, фамильярность и других подобных отношений, поэтому нежелательно включать в заключительные этикетные фразы разговорные слова и выражения, слова и выражения, имеющие эмоциально-экспрессивную окраску:

К счастью, наши опасения не подтвердились.

Очень рады оказать Вам услугу.

К сожалению, мы поздно получили Ваше приглашение.

С наилучшими пожеланиями…